Большая доля бюрократических издержек связана с тем, что научные средства производства (НСП: оборудование, реактивы, расходуемые материалы) принадлежат государству.
В предлагаемой схеме все НСП, кроме крупного оборудования, приобретаются учеными и являются их собственностью. О крупном оборудовании чуть далее, а пока посмотрим, какие преимущества мы получаем.
Сейчас: сложные процедуры закупок, которые зачастую просто невозможно реализовать, не выходя за рамки закона и здравого смысла, необходимость потратить деньги к определенному сроку, а не тогда, когда это реально необходимо, и другие ограничения создают колоссальные неудобства для научного процесса.
Если закупаемый предмет не является чисто научным (холодильники, компьютеры), то большая часть продавцов просто отказывается иметь дело с "бюджетными организациями" ввиду сложности процедур.
Даже получив товар, продолжаешь носить бумажки между складом, отделом снабжения и бухгалтерией. А ведь люди, работающие в этих отделах, тоже трудятся, и порой весьма интенсивно, решая пустые бумажные задачи, а также получая деньги из научного бюджета.
Недавняя отмена применения ФЗ-94 к науке лишь частично облегчит проблему.
Будет: пришел, увидел, купил. Или договорился о поставке, если товара нет на складе/в стране. Без посредников. Оплата могла бы происходить с помощью специальной служебной банковской карты (такие распространены в развитых странах).
В качестве дополнительной выгоды может возникнуть рынок пользованных приборов. Почему бы не купить прибор за полцены? А сейчас приборы, оказавшиеся ненужными, лежат мертвым грузом.
Заметим, что государство совершенно ничего не теряет, расставаясь с собственностью на НСП. Ведь НСП - довольно редкий товар, который имеет ценность только в руках ученых. Госсобственность на них - анахронизм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий